Неликвидный товар часто становится проблемой, из-за которой компания терпит убытки. С неликвидом носятся как с оливье после новогодних праздников - думают, как бы избавиться, да поскорее. Рассказываем, как бороться с этим.
Причины появления неликвидного товара
Причины неликвида легко обнаружить, проводя анализ своего предприятия. В основном они делятся на 2 категории, связанные с внешними и внутренними факторами. Вот некоторые из них:
- Резкое снижение спроса
- Увеличение вариаций спроса
- Просчеты в стратегии организации
- Ошибки работников
- Неэффективное управление запасами
И если на первые два пункта производитель ну никак не влияет, то за остальные отвечает всецело - головой.
Классический метод планирования производства — «начальник отдела исходит из прошлого опыта». На деле это не выигрышный формат, потому что начальник использует только ту информацию, которая у него в доступе. Вот к чему это приводит:
В прошлый раз отдали производству заказ на 20 000 дверей из вишни и 20 000 дверей из венге. Нормально распродали. В этот раз надо так же
Только в прошлый раз двери из вишни разобрали за 2 недели, а менеджеры потом ещё полтора месяца уговаривали большинство звонящих взять венге вместо вишни.
Что происходит с товаром
На складе копится неликвид. Уговоры менеджеров перестают работать — и на складе остаётся лишняя продукций. Это значит, что каждый день тратятся деньги на хранение ненужной продукции.
Сложно продавать высокомаржинальные позиции. Начальник отдела, рядовой менеджер всеми силами продают неликвид. Им становится не до зарабатывания денег — а ведь это базовая задача отдела.
Задача по анализу действующего спроса на новые позиции задвигается на дальний план. Менеджерам не выгодно работать с новыми позициями — они продают склад неликвида.
Эту ситуацию решают внедрением отчётов — с менеджеров собирают информацию о запросах, и на основе этого прогнозируют спрос. Это шаг в правильном направлении.
Как следить за товаром компаниям с оборотом от 200 позиций в день
На помощь приходит автоматизация. Компьютер знает об остатках на каждом складе, моментально формирует заказ, если остатков не хватает, собирает доступную информацию в момент появления — а руководство видит динамику в отчёте.
Клиенты при этом напрямую выражают желания в заказах. Перед ними больше нет менеджера, который убеждает взять другой товар.
С порталом легче продать неликвид. Дилер предлагает скидку на категории и скидки на конкретные товары - цены же меняются менеджером в каталоге за пару кликов.
Также у менеджера присутствет право дать скидки конкретным партнёрам. Создаются карточки с объёмом товаров в случае, если цены сильно привязаны к объёму покупки.
Факт о системе Дилер.Онлайн
Наша система выявляет оптовых покупателей, которые необоснованно накручивают цену. Например, производитель договаривается с дилерами, что они продают товар с наценкой не более 10%, но некоторые накидывают и 50%. Такой разброс цен плохо сказывается на репутации производителя.
С Дилер.Онлайн же производитель видит, за какую цену какой дилер продаёт товар. Так можно сразу вычислить недобросовестных партнёров и напомнить о договорённостях или отказаться от работы с ними.